Известия,
29 апреля 2003 г.
Каталы на колесах
454 просмотра
По оценкам страховщиков, уже сегодня около 70 процентов страхового мошенничества приходится на автострахование. Компании ежегодно теряют до 15 миллиардов рублей. С введением обязательной «автогражданки» количество застрахованных увеличится с 6 процентов до почти 90 процентов и сумма потерь может вырасти на порядок. Страховые компании готовятся к такому повороту событий и разрабатывают специальные меры.
О последних «новинках» в сфере страхового мошенничества «Известиям» рассказал Александр Резников, заместитель начальника службы безопасности группы «АльфаСтрахование». У застрахованного в этой компании клиента угнали «Мерседес». Однако, проведя собственную проверку, служба безопасности установила, что машина на самом деле не угонялась и вообще существовала лишь на бумаге. В реальности она принадлежала лизинговой фирме одной из стран СНГ и была фиктивно ввезена в Россию тем самым клиентом, а затем по поддельным документам поставлена на учет в ГАИ и застрахована.
Другой случай, когда машину страхует не владелец, а тот, кто управляет ею по доверенности. Машину тоже «угоняют». Страховая компания выплачивает страховое возмещение, а вскоре уголовный розыск обнаруживает машину и... возвращает ее собственнику. Тот, якобы не зная, что за машину уже получена страховка, продает машину третьему лицу.
Среди других распространенных ныне приемов — сговор страхователя с автосервисом, на котором одновременно с заменой поврежденных в аварии деталей меняют и те, что уже были испорчены ранее, или когда за счет страховщика устраняют технические неисправности двигателя, ходовой части и т.д.
— Инсценировка угона застрахованного автомобиля — не только наиболее распространенный, но и самый убыточный вид мошенничества в автостраховании, — считает Николай Николаев, заместитель генерального директора страховой компании «Россия».
— В основном преступления в сфере страхования автотранспортных средств совершаются путем фальсификации страхового случая либо попыткой получения страхового возмещения размером выше реального убытка, — подтверждает Наталья Шишкина, генеральный директор Столичного страхового общества. — Мошенники подделывают документы на автомобиль, «омолаживая» его или «меняя» модель на более дорогую, а потом имитируют угон. Либо страхуют машину в нескольких компаниях, чтобы получить страховое возмещение в каждой из них.
Страхователь может и поджечь «свой» автомобиль. Для этого со свалки привозят старый кузов или брошенную машину. Бывает, мошенники инсценируют хищение частей автомобиля, которые на самом деле продают или переставляют на другую машину.
Не обходится и без сговора с сотрудниками ГАИ. Став участником ДТП, застрахованный потерпевший договаривается с гаишником, тот отпускает виновного, взяв с него 300-600 долларов, и делит деньги с пострадавшим, который получит еще и страховку. Нужную справку о ДТП с «неустановленным лицом» изготовят тут же, на месте. «Классика» — уехать с места аварии, если сидевший за рулем не вписан в полис или был в нетрезвом состоянии, а потом представить дело так, что все случилось на другом месте с машиной, которая с места аварии смылась. За соответствующую плату инспекторы идут навстречу и в этом случае.
А один мошенник сумел провести сразу несколько страховых компаний без всякой страховки. Он просто подставлял свою машину под арендованные автомобили (с желтыми номерами) или машины с дипломатическими номерами, зная наверняка, что этот транспорт обязательно застрахован по гражданской ответственности.
— Примерно 10 процентов поступающих от страхователей заявлений о ДТП сфабрикованы если не полностью, то частично, — считает Ирина Жачкина, заместитель генерального директора компании «ГУТА-Страхование». — В компаниях существуют специальные службы, которые занимаются расследованием аварий на предмет возможного мошенничества со стороны страхователей.
Но страховщикам было бы проще, если бы у них существовала единая информационная база по мошенничеству. Пока же приходится самостоятельно осуществлять мониторинг прессы и Интернета на эту тему и досконально осматривать принимаемые на страхование автомобили, совершенствовать экспертизу предъявляемых страхователями документов.
— Противодействие мошенникам носит системный характер и основано в первую очередь на профессиональных знаниях сотрудников управления урегулирования убытков, а также на тесном взаимодействии их с управлением безопасности, — говорит Михаил Афремов, начальник управления урегулирования убытков СК «Прогресс-Гарант». — Системный подход заключается прежде всего в создании условий, которые уже на ранней стадии позволяют обнаружить попытки обмануть страховщика.
— Ущерб от действий мошенников составляет примерно 10 процентов в бюджетах страховых выплат компаний, при том, что большая часть случаев мошенничества пресекается соответствующими службами страховщиков, — говорит Александр Резников из «АльфаСтрахования».
— Судя по опыту других стран, полностью избавиться от мошеннических действий невозможно. Факт мошенничества в большинстве случаев недоказуем. Даже если страховщик на сто процентов уверен, что имеет дело с мошенничеством, отказать в выплате по подстроенному страховому случаю часто бывает проблематично, — сетует Николай Николаев из компании «Россия».
Тем не менее 26 страховых компаний в мае прошлого года подписали меморандум об обмене информацией по мошенникам. А в апреле этого года, в преддверии вступления в силу закона об обязательном автостраховании Российский союз автостраховщиков создал специальную информационную систему, в которую члены союза будут направлять данные о подозрительных клиентах. По мнению генерального директора Национальной страховой группы Юрия Решетняка, без такой системы обязательное автострахование начинать нельзя. Но большинство страховщиков делиться своими клиентскими базами пока не спешат.
Сотрудники ГУБЭП МВД России считают, что страховые компании неохотно обращаются по фактам мошенничества в правоохранительные органы, «не чаще одного раза в месяц», а по автострахованию «таких обращений вообще не вспомнить». «Страховщики предпочитают не выносить сор из избы: распутывают случаи мошенничества собственными силами, создавая службы безопасности из бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб», — сказал «Известиям» один из сотрудников ГУБЭП.
— По действующему законодательству страховщики практически не имеют возможности самостоятельно проводить полноценное расследование обстоятельств наступления страховых событий, — считает Михаил Афремов из «Прогресс-Гаранта». — При направлении запросов в государственные органы страховщику остается только уповать на то, что к нему будет проявлено внимание и запрос не останется без ответа. Не урегулировано законом и общение страховщика с физическими лицами, которые были свидетелями того или иного события. А если страховщику удается получить какие-либо свидетельства, то они не могут быть положены в основу отказа в выплате страхового возмещения. В ФРГ, США, Франции, Великобритании страховщикам предоставлены достаточно большие полномочия. Хотя и там около 15 процентов выплат приходится на долю мошенников.
САЛМИН В.
Статья приведена без таблиц «Тарифы страхования гражданской ответственности (в долларах США)», «Примерные тарифы по полисам «Автокаско» в процентах от страховой стоимости».
Вся пресса за 29 апреля 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страховое мошенничество, Автострахование, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 декабря 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 1 декабря 2025 г.
Покупку медполиса ДМС для мигрантов предложили сделать обязательной

|
|
ФедералПресс, 1 декабря 2025 г.
Почему коэффициент бонус-малус растет при безаварийной езде: разбираемся с подорожанием полиса ОСАГО

|
|
Известия, 1 декабря 2025 г.
Неточное время: россияне массово жалуются на сроки ремонта авто

|
|
Конкурент, Владивосток, 1 декабря 2025 г.
Указ подписан. Центробанк меняет стоимость полисов ОСАГО

|
|
Ведомости, 1 декабря 2025 г.
Как расширение тарифного коридора повлияет на стоимость ОСАГО

|
28 ноября 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2025 г.
Цифровизация — новый тренд ДМС

|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2025 г.
Как меняется рынок агрострахования

|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2025 г.
Как ДМС помогает сберечь не только здоровье сотрудников, но и миллионы

|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2025 г.
Банки и маркетплейсы выбирают white-label: как меняется страховой рынок

|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2025 г.
Зачем строительным компаниям оформлять страхование ответственности СРО

|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2025 г.
Банк России анонсировал расширение тарифного коридора по ОСАГО

|
|
ФедералПресс, 28 ноября 2025 г.
Автоэксперт объяснил, кому грозит рост тарифов ОСАГО

|
|
Лента.Ру, 28 ноября 2025 г.
Эксперты заявили о возможном росте цен на каско из-за нового вида мошенничества

|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2025 г.
Названы регионы с наиболее частыми страховыми случаями по ОСАГО

|
|
РИА Дагестан, 28 ноября 2025 г.
Дагестан и Ингушетия остались лидерами по частоте страховых случаев ОСАГО

|
|
СенатИнформ, 28 ноября 2025 г.
В СФ разработали законопроект о страховании сотрудников лесной охраны

|
|
Газета.Ru, 28 ноября 2025 г.
В России может подорожать каско из-за новой схемы автомошенников

|
 Остальные материалы за 28 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|